Логопедус.ру

Вход и регистрация

Дислалия у детей дошкольного возраста

Время чтения - 18 минут

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.

Что такое дислалия у детей

Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.

Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Термин

Недостаток произношения

Ротацизм

твердый, мягкий «р»

Ламбдацизм

твердый, мягкий «л»

Сигматизм

свистящие, шипящие

Йотацизм

«й»

Гаммацизм

твердый, мягкий «г»

Каппацизм

твердый, мягкий «к»

Хитизм

твердый, мягкий «х»

Отклонения оглушения/озвончения

замена звонких согласных глухими и наоборот

Отклонения твердости/смягчения

замена мягких согласных твердыми и наоборот



Встречаются и комбинированные дефекты.

Симптомы дислалии у детей

Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.

Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.

Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.

При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.

Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.

Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

  1. Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
  2. Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения. Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Способы коррекции дислалии у ребенка

Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.

Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.

Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков.

Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.

Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.

Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода. Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента. По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.

При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.

Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.

Артикуляционные упражнения для губ

Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.

К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.

Прогноз и профилактика

При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.

Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать. Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов.

Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом. После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов.

Советы родителям

Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице. Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.

С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.

Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.

Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка