Логопедус.ру

Вход и регистрация

Дизартрия у детей — что это

Время чтения - 18 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Дизартрия — дефект речи, при котором страдает произносительная сторона речи. Причиной являются нарушение иннервации мышц, которые участвуют в артикуляции. У детей, кроме речевых дисфункций, может присутствовать и другая неврологическая симптоматика. Иногда речь отсутствует полностью. В статье расскажем, что значит дизартрия, какие причины у нее бывают, и самое главное — как ее лечить.

Диагноз дизартрия у ребенка — что это такое

Прежде чем изучить причины и виды дефекта, нужно узнать что значит дизартрия. Это речевое расстройство, которое развивается в результате повреждения головного мозга, нарушения его работы с последующим ухудшением иннервации артикуляционных мышц. Сопровождается дискоординированным сокращением мышц органов артикуляции, изменением голоса, дыхания, ритма и мелодичности речи. Часто дефект сопутствует детскому церебральному параличу.

Причины дизартрии у детей

К поражению головного мозга приводят следующие факторы:

  • перинатальное поражение — вследствие токсикоза, угрозы выкидыша, болезней и вредных привычек будущей мамы, резус-конфликта, фетоплацентарной недостаточности, гипоксии головного мозга, отслойки плаценты;
  • осложненное течение родов — преждевременные роды, травмы, неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов, аспирация околоплодными водами, асфиксия в родах, обвитие пуповиной;
  • черепно-мозговые травмы — особенно опасны травмы в раннем детском возрасте;
  • воспалительные процессы головного мозга и оболочек — нейроинфекции: энцефалит, менингит, в том числе осложненное течение ОРВИ, отита, синусита, гайморита;
  • дегенеративные процессы — отличаются прогрессирующим течением;
  • патология нервной системы — гидроцефалия, врожденные аномалии головного мозга и сосудов головного мозга.

Виды и стадии дизартрии

Выделяют 5 видов патологии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую. Возможно их сочетание.

Бульбарная дизартрия

Причиной этой формы болезни является поражение ядер черепно-мозговых нервов: блуждающего, языкоглоточного, подъязычного, которые иннервируют артикуляционные органы. Нарушаются функции мышц, которые иннервируют эти органы — жевание, мимика, глотание, выделение слюны. У маленьких детей страдает сосание.

Псевдобульбарная дизартрия

Возникает вследствие повреждения корково-ядерных проводящих путей. Сопровождается парезом и излишним сокращением мускулатуры. Нарушено глотание, произвольное и координированное действие мышц. Ребенку сложно переключиться с одного звука на другой.

Подкорковая дизартрия

Эта форма, которая называется также экстрапирамидной, возникает вследствие поражения подкорковых ядер. Характерны сокращения артикуляционных мышц, которые не поддаются контролю. Они присутствуют постоянно и усиливаются во время разговора. Голос тихий, возможны выкрики, изменение темпа речи в любую сторону, заикание.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковый вид расстройства речи возникает из-за вовлечения в патологический процесс структур мозжечка. Сопровождаются дрожанием языка, выкриками, неравномерной речью. Разговор медленный, непонятный. Звуки с участием кончика языка и губ произносятся неправильно. Шаткость походки, проблемы с равновесием, неуклюжесть являются подтверждением, что это диагноз мозжечковая дизартрия у ребенка.

Корковая дизартрия

Обусловлена поражением коры головного мозга. Изменены произвольные движения артикуляционных мышц. Характерно изменение голоса, сбой дыхания во время разговора. Дошкольники не владеют письменной речью, не могут читать, понимать речь другого человека, что затрудняет обучение, интеллектуальное развитие.

Стадии дизартрии

Выделяют 4 степени дефекта по степени выраженности клинических проявлений:

  • 1 степень тяжести, или стертая форма. Ее можно заметить по артикуляционным нарушениям, ограничению объема движений, отклонению языка, его дрожанию, трудностям, когда органы речи нужно с одного положения перевести в другое. Признаки обычно слабо выражены. У маленьких детей нарушен процесс сосания;
  • При 2 степени тяжести проявления дефекты более выражены. Они заметны для окружающих, но особо не ограничивают общение;
  • 3 степень характеризуется выраженной клинической картиной. Расстройства речи заметны, поэтому незнакомые люди в большинстве не понимают ребенка. Общение с близкими людьми и теми, кого ребенок видит каждый день, доступно;
  • 4 степень, самая тяжелая, характеризуется полным отсутствием речевой функции или ее затруднением. Общение даже с родственниками возможно только жестом и мимикой.

Симптомы и проявления у детей

У пациентов нарушено проведение нервного импульса к речевым органам. Из-за этого речь непонятная, смазанная, звуки нечеткие. Тонус мышц меняется по-разному:

  1. В мышцах может быть спазм. Губы сомкнуты из-за спазма, что затрудняет разговор;
  2. Снижение тонуса приводит к расслабленности мышц, их неспособности сокращаться. Рот открыт, губы разомкнуты. Наблюдается слюнотечение. Из-за паралича мышц мягкого нёба голос приобретает гнусавость;
  3. Дистония — патологическое сокращение мышц, приводит к резкому повышению тонуса мускулатуры во время разговора.

Расстройства звукопроизношения проявляются различными симптомами. Если у дошкольника психофизическое развитие в норме, дефект речи заключается в единичных нарушениях в произношении звуков. В противном случае речь изобилует неправильным произношением звуков, их заменой более простыми или пропусками. Разговор медленный, трудный для понимания.

Из-за сложности воспроизведения и из-за того, что приходится прикладывать усилия, чтобы что-то сказать, малыши быстро устают, поэтому мало разговаривают или молчат.

Характерной особенностью речевых дефектов являются сложность коррекции и их устойчивость. Изменены все звуковые единицы, включая гласные звуки. Шипящие и свистящие произносить трудно, поэтому их заменяют межзубной и боковой парой. Есть проблема и в твердых согласных: их дошкольник или школьник произносит слишком звонко или мягко.

Патология сопровождается изменением дыхания. Выдох продолжительный, дыхательные движения частые, прерываются во время разговора. Голос тихий, как будто угасает во время разговора. Интонация отсутствует. Нарушено восприятие звуков, их анализ. Наблюдается дефицит словарного запаса, страдает грамматическая сторона речи. Характерны общее и фонематическое недоразвитие речи. Страдает и письмо.

Диагностика дизартрии у детей

Методика обследования детей носит комплексный характер и направлена на выявление как речевых, так и неречевых нарушений, оценку психоневрологического состояния, определение типа дизартрии. Диагностика включает:

  1. Неврологическое обследование — осмотр, опрос, выяснение анамнеза, особенностей протекания беременности у матери, раннего развития. Специалист выявляет патологические рефлексы, состояние и тонус артикуляционных органов;
  2. Логопедическое обследование — оценка функционирования органов речи, выявление речевых нарушений. Когда есть явные симптомы, проблем с диагностикой нет. Стертая форма требует более пристального внимания. Помогут пробы, например, ребенка просят высунуть язык и держать его в таком положении, а глазами следить за подвижным предметом. При патологии направление движений языка будет совпадать с движением глазных яблок. Логопед определяет вид нарушений, оценивает мимику, дыхание, характеристики голоса, способность к удержанию артикуляционной позы. Выявляет отклонения в совершении произвольных движений языком и губами, участие мягкого нёба в произведении речи;
  3. Инструментальные методы исследования — электроэнцефалография, МРТ, КТ позволяют выявить структурные изменения головного мозга, аномалии развития, нарушения кровотока, объемные образования.

После тщательной диагностики логопед выносит заключение о том, что это диагноз дизартрия у ребенка, и определяет тактику лечения.

Лечение и коррекция дизартрии у детей

Лечебные мероприятия контролируют несколько специалистов: логопед, невролог. В терапевтический курс входят:

  1. Неврологическое лечение включает медикаментозную терапию, направленную на снятие спазма мышц, нормализацию кровотока и иннервации в них;
  2. Занятия с логопедом заключаются в специальном массаже, который поможет расслабить артикуляционную мускулатуру. Полезна пальчиковая гимнастика. Специалист разрабатывает мышцы, которые участвуют в воспроизведении речи, тренирует речь и мимику, обучает правильному дыханию во время разговора, ставит интонацию. Показаны артикуляционная гимнастика, ортофонические упражнения. После выработки правильного произношения логопед доводит звуки до автоматизма и закрепляет их;
  3. Реабилитационная программа — физиолечение, массаж, иглорефлексотерапия, гирудотерапия, лечебная физкультура.

В качестве дополнительных методов показаны арттерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, плавание, лечение песком, психотерапия. Эти методы оказывают успокаивающий эффект, создают благоприятную атмосферу, способствуют общему развитию малышей. Если родители с ним будут заниматься дополнительно в домашних условиях, это повысит эффективность лечения.

В результате терапии у ребенка речь становится внятной, понятной для окружающих. Появляется выразительность, мелодичность, ритмичность. Постепенно нормализуется письмо и чтение. Именно поэтому важно вовремя начать лечение: пока ребенок не пошел в школу и речевые дефекты не закрепились.

Прогноз и профилактика дизартрии

Лечение дизартрии длительное, так как дефект носит стойкий характер. Родители должны запастись терпением, настойчивостью, чтобы добиться результата.

На прогноз влияют степень тяжести дефекта, адекватность лечения и своевременность начала терапии. При легкой степени расстройства, комплексной терапии и вовремя начатом лечении эффект от него будет выше. Пациент после этого сможет учиться в обычной школе.

Тяжелая степень требует больше усилий со стороны родителей и самого пациента. Это значит, что дизартрия будет скорректирована только частично. Ребенку показано посещение специализированных учреждений: речевой группы в детском садике, школы для детей с речевыми нарушениями. В таких учреждениях осуществляют постоянное наблюдение за такими детьми, и проводят комплексную коррекционную работу.

Большую роль играет поддержка родителей. Важно строго следовать рекомендациям врачей, четко выполнять все их указания. Если вашему ребенку назначили медикаментозную терапию, давайте все лекарства точно по схеме, не снижая дозировку, не отменяя самостоятельно курс.

Профилактика

Первичная профилактика направлена на предотвращение неврологических заболеваний, в том числе и речевых. Включает в себя планирование беременности и улучшение здоровья женщин. Необходимо исключить вредные привычки, пройти курс лечения по поводу хронических заболеваний, санировать все источники инфекций.

После наступления беременности женщине стоит избегать стресса, контакта с инфекционными больными. Важно вовремя проходить осмотры и сдавать анализы, а при возникновении каких-либо проблем — обратиться к врачу и пройти лечение. Откажитесь от вредных привычек, стресса. Вам необходимы достаточный сон и отдых, рациональное питание, положительные эмоции.

Адекватно подойдите к выбору метода родоразрешения. Если есть показания к кесареву сечению — не отказывайтесь от операции, даже если вы сторонница естественных родов. Это сохранит здоровье вам и малышу, предотвратит родовые травмы.

Период новорожденности — самое уязвимое время для малыша. Его нужно оградить от инфекций, травм. Соблюдайте план диспансерных осмотров. Ранняя диагностика — один из основных методов профилактики речевых нарушений.

Также, если у вашего ребенка диагностирована дизартрия, вы прошли курс лечения, следует принять меры, чтобы болезнь не рецидивировала. Для этого требуется устранить все провоцирующие факторы, а также регулярно консультироваться у логопеда.

Советы родителям

Внимательно следите за развитием вашего малыша. Вы уже знаете, что значит дизартрия и чем оно чревато. Если заметите проблемы с сосанием, поперхивание во время кормления, необычное дыхание — обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Помните: чем раньше вы начнете терапию — тем быстрее добьетесь результата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка