Логопедус.ру

Вход и регистрация

Коррекция дислексии у детей

Время чтения - 13 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Дислексия — расстройство навыков чтения. Признаками болезни являются ошибки при чтении, которые носят стойкий характер и повторяются. Какие методы коррекции дислексии существуют, всегда ли они помогают — расскажем в статье.

Что такое дислексия у детей

При дислексии дети испытывают проблемы со чтением. Выделяют несколько видов дефекта:

  • фонематическая форма — характеризуется заменой и смешением схожих звуков: звонких с глухими и наоборот. Возможно медленное чтение по буквам, искажение слов — пропуск, перестановка, добавление лишнего звука;
  • семантический вид — проявляется отсутствием понимания прочитанного. При этом слоги и слова ребенок читает правильно;
  • аграмматическая дислексия — малыш неправильно читает окончания слов, употребляя неверные падежи, род и числа. Аналогичные ошибки присутствуют и в разговоре, и в письме;
  • мнестическая форма — нарушено зрительное восприятие букв, и его соотношение с акустическим образом. Дошкольник не запоминает буквы и их произношение;
  • оптическая форма дефекта сопровождается заменой и смешением букв, похожих графически. Школьник может начать читать одну строку, и перескочить на другую, или он читает в обратном направлении, то есть справа налево;
  • тактильная дислексия свойства людям с плохим зрением или его отсутствием. При чтении азбуки Брайля (для незрячих) они смешивают буквы, схожих по тактильным ощущениям. Они также могут перескакивать с одной строки на другую, пропускать буквы, слоги и слова, не улавливать смысл прочитанного.

У детей этот дефект проявляется проблемами в изучении речи, букв и звуков, несогласованностью устной речи и письма, трудностями в запоминании чисел, сложностью в изучении иностранного языка. А также — быстрым чтением, когда из-за высокой скорости понимание прочитанного отсутствует.

Признаками болезни являются также сложность счета; запоминания последовательности букв в алфавите, дней недели; подбора рифмы к словам; подбора слов, начинающихся на одну и ту же букву; проблемы с запоминанием людей, местности, устной речи. Устная речь несвязная, в ней отсутствуют сложные предложения.

Коррекция дислексии

Устранение дислексии должно быть начато как можно раньше, в идеале — в дошкольном возрасте. Так вы успеете подготовить ребенка к школе и избежите проблем с обучением. На первом этапе проводится диагностика: логопедическое исследование, осмотр невролога, офтальмолога, оториноларинголога.

Методика Дэйвиса

Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.

Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.

Методика Корнева

Методика Корнева по устранению дислексии основан на ранней диагностики патологии с помощью тестов. К примеру, ребенок должен назвать предметы по порядку и сказать их предназначение, повторять движения за педагогом, повторять ритм, определить левую и правую руку/ногу. Эти же упражнения используются в занятиях по коррекции дислексии.

Автор разработал технику, которая включает подбор индивидуального темпа обучения, контроль новых навыков, использование игровой формы обучения.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Комплекс упражнений для исправления дислексии подбирается индивидуально. Нужно учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения по преодолению дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом корректируются дефекты звукопроизношения, развиваются правильные фонематические процессы. Маленьким детям дают послушать звуки природы: он должен угадать, кто издает этот звук. Такие же задания можно давать с бытовыми звуками.

Другое упражнение — наполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: пуговицы-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.

Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение одного звука громко и тихо, медленно и быстро, отрывисто и слитно; поиск пары картинок с похожим звучанием (зуб и суп, гайка и галка), закончить стихи, подбирая рифму; повторять слоги с одинаковым гласным (ка-па-та).

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развить речевой аппарат и голос. Применяется артикуляционная гимнастика:

  1. Сначала выполняют разминку, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем неполный выдох;
  2. Малышу предлагают имитировать звуки, которые издают животные: летит муха — «з-з», кошка мурчит — «мрррр»;
  3. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать все согласные буквы в строке из книги;
  4. Прочитать чистоговорки «чи-чи-чи — потеряли мы мячи», затем наборы слов «арба – арфа», «дверь — червь — зверь», постепенно наращивая громкость голоса и темп;
  5. Читать скороговорки или пословицы.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения показаны для коррекции тактильной дислексии. Тренировка мелкой моторики рук повышает способность тактильно воспринимать предмет, различать их, развивает пространственные представления, повышает работоспособность головного мозга.

Наиболее эффективные пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например, «Сорока-белобока» или «Ягоды». Старшим детям можно выполнить обычную гимнастику и массаж пальцев. В плане развития мелкой моторики вас выручат лепка, рисование, а также различные шнуровки, конструкторы, пазлы.

Полезно давать ребенку поиграть в разными по размеру, фактуре, материалу предметами. Вы можете рассыпать разные крупы, разложить игрушки. Ребенку будет интересно перебирать эти предметы. Старшим детям усложните задание и спрячьте в крупе предметы: пусть он на ощупь определит, что это за предмет и из чего он сделан.

Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Эти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.

Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.

Упражнения при аграмматической дислексии

Эти упражнения для коррекции дислексия у школьников позволяют развить грамматический строй речи, обогащают словарный запас. Детям предлагают составить словосочетания из предложенных слов, склонять слова, согласовывая их число, род, падеж. В дальнейшем задания усложняются: нужно составлять целые предложения из предложенного набора слов, составлять связный рассказ по картинке, вставлять пропущенное слово в предложение.

Игровые способы коррекции дислексии у детей

Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:

  1. Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
  2. Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
  3. Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
  4. Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.

Меры профилактики

Важной составляющей профилактики является грамотное планирование беременности, предотвращение осложнений беременности и родов, черепно-мозговых травм во время родов и в дальнейшем. Это позволит предотвратить мозговую дисфункцию, которая является основной причиной дислексии.

Следующий метод профилактики дислексии заключается в развитии зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, мелкой моторики, аналитической способностей. Нужно больше общаться с малышом: в обиходе, во время занятий. Развитие разговорной речи играет большую роль в профилактике и преодолении дислексии. Разучивание песен, рассказов, стихов, помогут улучшить навыки письма и чтения. Читайте книги с обсуждением прочитанного или слушайте аудиокниги.

Важно исключить офтальмологическую патологию и болезни органа слуха. Нарушения слухового и визуального восприятия могут стать причиной дислексии.

Рекомендовано регулярное прохождение тестов у детей группы риска. Это позволит своевременно выявить нарушения речи и начать их коррекцию.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка