Логопедус.ру

Вход и регистрация

ОНР 4 уровня у детей

Время чтения - 15 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Общее недоразвитие речи 4 уровня — самая легкая форма нарушения. Языковые компоненты практически соответствуют норме, у ребенка хороший словарный запас и связная речь — этого достаточно для общения. Тем не менее, в школе он все равно может испытывать трудности при обучении чтению, письму. Чтобы маленький школьник хорошо учился, нужно довести его речевые навыки до полного соответствия норме.

В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.

ОНР 4 уровня: характеристика нарушения

Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.

В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:

  1. Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
  2. Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
  3. Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
  4. Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
  5. Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
  6. Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
  7. Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
  8. Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
  9. При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.

Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.

Характеристика детей с ОНР 4 типа

У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.

У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.

Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.

У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.

Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).

В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».

Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.

4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.

Причины ОНР IV уровня

Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.

Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.

Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.

Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».

Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.

Методы диагностики ОНР 4 степени

Сначала маленького пациента осматривает педиатр и собирает общую информацию о состоянии здоровья, а затем направляет его к узким специалистам — психологу, неврологу, отоларингологу, логопеду, психиатру:

  1. Психолог оценивает психоэмоциональное состояние малыша, развитие личностной сферы, памяти, мышления, внимания;
  2. Отоларинголог исключает нарушение остроты слуха;
  3. Психиатр оценивает психическое здоровье пациента и исключает заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями, например аутизм;
  4. Невролог оценивает неврологический статус малыша, выявляет причины нарушения, при необходимости направляет его на аппаратную диагностику (МРТ головного мозга, ЭЭГ, например). Он же пишет заключение онр 4 типа;
  5. Логопед оценивает сформированность речевых компонентов. Он использует материалы разной тематики и сложности, адаптированные под возраст пациента. Это могут быть картинки, тексты, аудиозаписи. Также специалист опирается на результаты осмотров других врачей, собирает информацию о речевом развитии малыша у родителей.

Диагностика устной речи при ОНР 4 степени

Цель — оценить сформированность всех языковых компонентов.

Первый — связность речи. Логопед просит малыша составить рассказ по картинке или пересказать услышанное. У дошкольников должна быть последовательная связная речь.

Второй — грамматические процессы. Врач оценивает, насколько дитя может составлять новые слова, согласовывать их в предложениях и выстраивать фразы.

Третий — звуковой компонент. Логопед оценивает, насколько правильно и четко произносит малыш звуки, насколько развита слоговая структура и звуконаполняемость слов.

Четвертый — слухоречевая память. Для полного овладения речевыми навыками этот процесс должен быть полноценно развит.

После заключения ОНР 4 степени специалист разрабатывает план логопедической работы.

Коррекционная программа при ОНР IV уровня

Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.

Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.

Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.

В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.

В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.

В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.

Выводы

ОНР 4-го типа не мешает деткам общаться. Тем не менее, станет проблемой, когда придет время учиться читать и писать. Чтобы у школьника не возникло таких проблем, необходимо откорректировать и устранить пробелы.

Чем раньше вы их выявите, тем лучше. Если вы замечаете ошибки в устной речи дочки или сына или же у него в анамнезе имеется диагноз ОНР, обязательно нужно довести уровень речевого развития до возрастной нормы.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка