Логопедус.ру

Вход и регистрация

Постановка звука «ж» у детей

Время чтения - 12 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Неправильное произношение шипящих звуков называется «сигматизм». Проявляется в неправильной артикуляции: произнося «ж» ребенок просовывает кончик языка между зубами. В большинстве случаев откорректировать эту ошибку можно без особого труда. Главное — обратиться к логопеду и выполнять упражнения для постановки звука «ж» дома.

Причины неправильного звукопроизношения

Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:

  1. Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
  2. Высокое узкое твердое небо;
  3. Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
  4. Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.

В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»

Выполняют упражнения ежедневно, лучше сидя перед зеркалом. Проводят в игровой форме. Сначала ребенку показывают правильную артикуляцию звука:

  • губы округляем и выдвигаем вперед;
  • зубы смыкаем или сближаем;
  • кончик языка поднимаем к альвеолам, но не прижимаем к ним;
  • боковые стенки языка прижимаем к верхним коренным зубам;
  • на выдохе посередине языка должна пройти теплая воздушная струя.

Звук «ж» — звонкий, его произносят с голосом. Чтобы научиться этому, необходимо выполнять такой комплекс упражнений.

Первое (исходное) упражнение. Инструкция: улыбнись, обнажи зубы, поставь их друг на друга, как забор. Говори про себя «и», считай до 10-ти.

Упражнение №2. Прими исходное положение, вытяни вперед губы, округли, будто хочешь сказать «о», считай до 10-ти.

Упражнение №3. Распластай язык внизу, упрись кончиком в нижние зубки. Улыбнись, открой и закрой рот. Повтори до 10-ти раз.

Упражнение №4. Распластай язык и не двигай им. Он не должен касаться нижней губы или дрожать. Нижние зубы обнажены. Считай до 10-ти.

Упражнение №5. Открой рот, чтобы были видны зубы. Погладь кончиком языка неба — вперед и назад.

Упражнение №6. Распластай язык и положи его на нижнюю губу. Оближи верхнюю губу — сверху вниз, при этом убери язык за зубы. Челюстью не двигай.

Упражнение №7. Улыбнись и приоткрой рот, распластай язык и положи его кончик на верхнюю губу. Прижми боковые поверхности языка так, чтобы посередине образовался желобок. Сделай движение, будто сдуваешь с кончика носа пушинку. Следи, чтобы воздух шел посередине языка.

Логопедическая дыхательная гимнастика

При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.

При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).

Вот упражнения для дыхательной гимнастики.

Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.

Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».

Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.

Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.

Постановки звука «ж» поэтапно

Занятие постановка звука ж проходит в 3 этапа. Проводят его в форме игры в группе из 4 – 5 деток.

На первом этапе детям показывают, как должен располагаться язык во время произношения звука.

Второй этап постановки звука ж

Логопед выясняет, как ребенок выговаривает звук «ж» и какие ошибки в артикуляции допускает. На этом же этапе проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику и приступают к отработке звука «ж» (при условии, что ученики выговаривают «ш»). Большинство детей начинают говорить его по подражанию — это самый простой прием постановки звука «ж».

Упражнение «Жучок». Ребятам показывают картинку с изображением жука и просят вспомнить, как летом летали жучки и жужжали. Потом просят повторить этот звук.

Упражнение «Шарик». Детей просят изобразить шипящий звук, когда лопается шарик. А потом — произнести то же самое, только с голосом.

Упражнение «Голос». Учеников просят повторить шипение (звук «ш») и приложить в это время ручки к шее. Спрашивают: «Что делает голосок? Спит или поет?». Детки ответят, что спит. Потом их просят произнести «ш» с голосом — они отметят, что теперь «голос поет» — в шее появилась вибрация.

По такой же аналогии, как и в упражнении «Жучок», проводят игры «Муха в паутине» и «Пчелы собирают цветы». В процессе важно контролировать правильную артикуляцию.

Эти логопедические упражнения ж можно проводить с малышом и дома для закрепления навыка.

Третий этап занятия постановка звука ж

Детки учатся правильно произносить звук «ж» в словах и фразах. Главное условие — они должны четко и безошибочно говорить звук изолированно. Для этого проводят упражнение с картинками.

Сначала воспитатель подбирает пары картинок — предметных и сюжетных. На предметных нарисован предмет, в названии которого есть звук «ж». Слова, в которых он приходится на конец или перед глухими согласными, не подходят. На сюжетных картинках изображены ситуации, в которых не хватает изображенного на первых картинках предмета. Например, девочка с бумагой (ножницы), мальчик на горке (лыжи), дом в пламени (пожарник).

Упражнение №1. Воспитатель показывает несколько сюжетных иллюстраций и спрашивает учеников, кому чего не хватает. Они называют.

Упражнение №2. Деткам показывают предметные картинки и просят назвать, что на них нарисовано. Они называют.

Упражнение №3. Воспитатель спрашивает, кому нужен изображенный предмет. Детки отвечают, например: «Ножницы нужны девочке, чтобы резать бумагу».

Так проходят все сюжетные картинки. При выполнении логопедических упражнений на звук «ж» детки должны выделять его голосом — говорить чуть дольше других звуков.

Заключительный этап коррекции – автоматизация

Постановка звука «ж» поэтапно завершается автоматизацией. Цель — научить деток произносить звук правильно изолированно, в слогах, словах и фразах.

Проводят в несколько этапов:

  1. Изолированное произношение звука. Подражание жужжанию шмеля, пчелы, жука, юлы;
  2. Произношение в слогах. Вот список слогов для логопедического упражнения на звук «ж»: «жа», «жо», «жу», «жи», «же»;
  3. Произношение в сочетаниях слогов. Список слогов в логопедическом упражнении буква «ж»: «жа-жа-жа», «жо-жо-жо», «жу-жу-жу», «жи-жи-жи», «же-же-же», а потом: «жа-жо-жу»,«жи-же-жа», «жу-жо-же», «же-жа-жо», добавляем еще один слог: «жи-жа-жо-жи-же», «жа-жо-жу-жи-же», «жу-жа-жо-жи-же»;
  4. Произношение в словах. Логопед подбирает слова на слоги: «жа», «жо», «жё», «жи», «жу», «же», а также на «жд», «жг». Сначала эти слоги приходятся на начало слова, потом на конец, потом на середину;
  5. Произношение в словах со стечением согласных. Например, багажник, дружба, одежда, прилежный, ножницы, южный;
  6. Произношение слов с двумя звуками «ж». Вот список слов: жажда, жужжать, желтокожие.

Во всех упражнениях при проговаривании слогов и слов голосом выделяют звук «ж».

Еще с детками проводят игру «Назови ласково». Дают список слов, а ученики образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Вот эти слова: снег, еж, сапог, нож, стог, пляж, дождь, утюг.

Закрепляют навык чтением текстов и скороговорок, в которых часто встречается звук «ж».

Как поставить звук ж в домашних условиях

Чтобы быстро научить малыша говорить правильно, нужно заниматься с ним комплексно — в кабинете логопеда и дома. Перечисленные упражнения отлично подходят для этой цели. Занимайтесь с малышом дома, играйте — и вы заметите, как быстро он научится говорить правильно.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка