Профилактика заикания начинается еще в период планирования беременности и ведется по нескольким направлениям. В чем заключается первичная и вторичная профилактика заикания и можно ли в целом предупредить болезнь — расскажем в статье.
Содержание статьи
Причины заикания у детей
Чтобы понять, эффективно ли предупреждение заикания, нужно знать причины и группы риска. Это заболевание полиэтиологическое, то есть в его развитии играют роль множество факторов.
Они объединены в группы:
- Медицинские факторы — патология головного и спинного мозга, периферической нервной системы. Они развиваются вследствие осложнений беременности, вредных привычек будущей мамы, родовой травмы, черепно-мозговой травмы, интоксикаций и других заболеваний, при которых поражается нервная система;
- Личностные факторы — окружение ребенка: семья, детский сад, школа, друзья. Дети, у которых сложные отношения с окружающими, пребывают в постоянном стрессе, апатии, это накладывает свой отпечаток на речевое развитие;
- Социальные факторы — условия проживания, финансовое состояние семьи. Неблагоприятные условия проживания, отсутствие элементарных удобств негативно сказываются на здоровье. Если при этом родители не обращают внимания на проблемы ребенка, то они постепенно прогрессируют и укрепляются.
Группы риска
Группы риска — это те дети, которые больше других подвержены патологии. Родители и педагоги должны быть особенно внимательными в их отношении.
Первая группа — детки, у которых повышена тревожность и нервозность. Внешне они не отличаются от сверстников. Очень привязаны к маме. Встречаются эмоциональные перепады, а также нарушения сна, аппетита. Обычно эти явления совпадают с началом посещения детского садика, смены одной группы на другую.
Следующая группа — дети с задержкой речевого развития. Первые слова у них появляются после 12 месяцев: примерно в полтора года, фразовая речь — после трех лет. Речь, как правило, непонятная, особенно для незнакомых людей. Присутствуют нарушения звукопроизношения.
Третья группа риска — дети с ранним речевым развитием. Ребенок начинает произносить первые слова до 1 года, а в полтора он уже разговаривает короткими фразами. В 2.5 года активно разговаривает, именно в этот период у него появляются повторения. Характерной особенностью у детей дошкольного возраста является речь во время вдоха.
В четвертую группу риска входят малыши с генетической предрасположенностью: с признаками левшества, обусловленными особенностями организации головного мозга. Другие факторы риска: заикающийся человек в ближайшем окружении, двуязычие в семье, неврологическая патология.
Основные методы профилактики заикания
Первичная профилактика заикания направлена на устранение факторов риска. Включает отказ от вредных привычек во время беременности и регулярное наблюдение у врача, а также выполнение рекомендаций по образу жизни, лечению сопутствующих заболеваний. Важное значение имеет предотвращение родового травматизма и любых травм в последующие годы жизни ребенка.
Вторичная профилактика заикания — это работа с детками из группы риска. У них еще нет заболевания, но есть предрасположенность. Они должны наблюдаться у невролога, если есть какие-либо проблемы, а также у логопеда, психолога, и получать соответствующее лечение.
Большая роль отводится семье:
- Необходимо создавать благоприятную атмосферу дома, избегать конфликтов, ссор, относиться к ребенку доброжелательно. Старайтесь больше общаться и чаще уделять внимание: его потребностям, желаниям. Когда разговариваете, не коверкайте слова и не сюсюкайте, а произносите их четко, в меру громко и медленно, но выразительно;
- Если есть близкий родственник с заиканием или другими нарушением речи, нужно свести к минимуму его общение с малышом. Откажитесь от идеи вырастить вундеркинда, не предъявляйте ему непосильные для его возраста требования. При выборе развлечений, занятий, игр, даже развивающих, обращайте внимание на его настроение, особенности характера и нервной системы: что подходит одному ребенку, может не подойти другому;
- Если у детей дошкольного возраста имеется какое-либо нарушение речи, то они должны заниматься в логопедической группе либо родители сами должны найти педагога и обеспечить регулярные занятия. Необходимо до школы устранить все речевые нарушения, чтобы они не прогрессировали и не дали толчок развитию заикания. Это будет мешать усвоению школьной программы. Также школьник начнет избегать ровесников, в подростковом возрасте у него появятся комплексы, страх выступлений на публике, боязнь общения;
- Выработайте режим дня и отдыха, и строго придерживайтесь его всей семьей. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок. Фильмы ужасов, с криминальным сюжетом противопоказаны всем детям, а из группы риска — тем более;
- Когда в семье используется два языка, лучше ребенка обучить одному языку. Примерно к 4 годам он усвоит его, после этого дети дошкольного возраста смогут выучить и второй язык, при этом у него не будет проблем с речью.
Кроме первичной и вторичной профилактики заикания, выделяют еще и третичную. Ее целью является предупреждение прогрессирования заболевания, развития осложнений. Заключается в своевременном лечении, реабилитации маленьких пациентов и социальной адаптации.
Что делать, если ребенок начал заикаться
Если вы или ваш воспитатель/учитель заметили у вашего ребенка признаки заикания — как можно раньше обратитесь к специалисту. Ранняя диагностика — один из способов предупреждения заикания. Как правило, диагностика включает консультацию педиатра, невролога, психолога, оториноларинголога, логопеда или дефектолога. Для уточнения диагноза и выявления его причины назначают аппаратные методы обследования: рентгенографию черепа, МРТ или КТ, электроэнцефалографию.
Следующий этап — коррекция речевых расстройств, которая в зависимости от степени нарушения может длиться до нескольких лет. Применяются медикаментозные, физиотерапевтические методы, массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Строго следуйте рекомендациям логопеда и других врачей. После завершения курса регулярно проходите осмотр врачей — это один из способов предупреждения рецидива заикания. Не заостряйте внимание на имеющихся нарушениях речи, не стимулируйте речь искусственно: так вы сделаете только хуже.
Любите своего ребенка, несмотря на недостатки — это поможет ему справиться с проблемами и почувствовать себя увереннее.