Раннее развитие речи начинается с первого дня внеутробной жизни. Младенец слышит, видит, подражает взрослым и осваивает речевые навыки. Есть способы, которые позволят развивать речевые навыки у младенцев. О них поговорим ниже.
Содержание статьи
Какие факторы влияют на развитие речи
Раннее развитие речи у каждого малыша происходит по-разному. На сроки влияют:
- течение беременности и родов — если будущая мама не будет сбалансированно питаться, не откажется от вредных привычек, не будет достаточно отдыхать, будет перегружаться эмоционально и физически, это негативно скажется на здоровье ребенка. А патологическое течение беременности, родовые травмы и вовсе могут остановить развитие;
- индивидуальные особенности нервной системы;
- состояние органов артикуляции;
- состояние слуха;
- общее состояние организма — при острых и хронических болезнях ребенок может развивается медленнее, чем обычно;
- окружающая среда — контакт с мамой, ее теплота, забота, способствуют нормальному развитию младенца. А отстраненность мамы, отсутствие физического контакта тормозят этот процесс;
- наследственность — если близкие родственники малыша страдают речевыми расстройствами, то патология может быть заложена в генах.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Раннее развитие речи происходит поэтапно.
- В возрасте до 3 месяцев ребенок произносит только отдельные звуки: «а», «ы», «о». На маму и папу он реагирует улыбкой и гулением. Это и есть признак того, что он начал осваивать речевые навыки. Со временем набор звуков обогащается: в 3 – 6 месяцев появляется лепет, чуть позже — слоги. Осознанно применять звуки для обозначения предметов и действий дети начинают в 10 – 11 месяцев или чуть постарше: эти сроки индивидуальны.
- Активное развитие речи, как и других навыков, начинается в 1 год. Детки в этом возрасте уже могут общаться слоговыми словами («мама», «папа», «баба»), простыми фразами. При общении используют мимику, жесты. К двум годам они способны составлять простые предложения из нескольких слов, иногда с ошибками, что допустимо. Если до этого он понимает значение слов вследствие условных рефлексов (слово является раздражителем и малыш связывает его с предметом, действием, и воспроизводит в аналогичных ситуациях), то сейчас развивается мышление, анализ. Знает примерно 50 слов;
- От 2 до 3 лет дети усваивают больше слов: их в запасе уже 300. Грамотнее составляют предложения из нескольких слов. По смыслу и грамматике правильно использует слова. Могут сохраняться некоторые трудности в произношении шипящих, свистящих, гласных звуков, которые в последующем проходят самостоятельно.
Как помочь раннему развитию речи у детей
Для раннего развития речи большую роль играет обоняние, осязание, слух, зрение, вкусовые ощущения. Родители могут стимулировать соответствующие рецепторы. Как это сделать грамотно?
Слух можно стимулировать музыкой, звуками природы и животных, родной речью. Чем больше разнообразных шумов он слышит, тем быстрее развивается. Разговаривайте в обиходе: когда купаете его, пеленаете, кормите. Озвучивайте свои действия, предметы. Отвечайте ему, когда он гулит, произносит слоги, а позже и слова.
Осязание развивают тактильный контакт: прикосновения, массаж, гимнастика. Когда купаете, меняйте температуру воды в пределах комфортных значений. Купите разные по размеру, форме и текстуре игрушки: деревянные, пластмассовые, бумажные, тканевые (плюш, ситец, фетр).
Деткам постарше можно предложить рисование пальчиковыми красками, фломастерами, лепку обычным или песочным пластилином. Развивайте мелкую моторику: подойдут даже перебирание фасолинок, пуговиц. Обратите внимание на бизиборды: они оснащены различными предметами и конструкциями, которые помогут развить не только моторику, но и память, мышление, воображение.
Разнообразить вкусовые ощущения поможет разная консистенцию блюд, вкусов. Постепенно расширяйте рацион малыша, предлагайте новые блюда, но первые порции должны быть небольшими.
Стимуляции зрительного анализатора способствуют окружающие предметы. Не нужно обвешивать кроватку мобилями и игрушками: достаточно нескольких предметов, которые находятся на различном расстоянии от его глаз. Так он научится фокусировать свое зрение. В дальнейшем, как ребенок станет старше, он будет обращать внимание на предметы в комнате, на улице.
Развитию обоняния способствует знакомство с запахами. Малыш ассоциирует различные запахи с событиями в жизни: мама пахнет молоком, ванная комната «» травами, улица «» травой, запахом цветов.
Как правильно формировать речь у ребенка
Вы можете способствовать раннему развитию речи у детей. Для этого:
- С младенчества читайте вместе книжки, давайте малышу потрогать их. Есть книги специально для детей, с объемными красочными иллюстрациями. Они определенно привлекут внимание ребенка;
- Произносите слова правильно, медленно, не заменяйте их детским лепетом, сюсюканьем. Когда малыш называет окружающие предметы слоговыми словами типа «ту-ту», «мяв-мяв», «гав-гав», повторяйте за ним правильными словами: машина, кошка, собака;
- Занимайтесь с ребенком ежедневно. Для этого не обязательно бросить все свои дела и выделить особое время. Достаточно будет в течение дня проговаривать слова и события, обозначать предметы, животных, общаться с крохой во время готовки, уборки, прогулок. Постепенно усложняйте задания: выучили слово — теперь учитесь правильно его употреблять в предложении и параллельно учите другие слова;
- Поощряйте ребенка и хвалите его за его успехи;
- Слушайте сказки, песни. Один из важных развивающих моментов: игры. Играйте вместе с малышом в соответствующие его возрасту игры;
- Стимулируйте жевание — это развивает артикуляционный аппарат, постепенно сгущайте еду, потом мелкие кусочки, и постепенно переходите к более крупным;
- Поощряйте активные движения: откажитесь от тугого пеленания. Малышу нужно с первых дней жизни активно махать ручками и ножками: это укрепляет их мускулатуру, стимулирует активность центральной нервной системы.
Когда малыш подрастет, обсуждайте с ним различные вопросы. Как прошел его день, что он делал в детском садике, что там ему сегодня понравилось — эти вопросы развивают не только речь, но и мыслительные способности, память. Рассказывайте и о себе. Если вместе занимаетесь чем-то: собираете пазлы либо готовите, проговаривайте свои действия, объясняйте, что и зачем вы делаете.
Даже если что-то не получается, не акцентируйте на этом внимание. Сохраняйте позитивный настрой и мотивацию.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вы заметили, что развитие речи у вашего малыша не соответствует возрасту, обязательно обратитесь к врачу. Педиатр проанализирует жалобы, изучит особенности физического и нервно-психического развития. Если возникнет необходимость, направит к логопеду, неврологу, оториноларингологу, офтальмологу, чтобы выявить причину нарушений и устранить их. Чем раньше вы начнете лечение, тем быстрее он даст результат. И шанс, что у ребенка речь будет развиваться нормально, будет максимальным.
Логопед нужен, даже если отклонения незначительные. Специалист проводит занятия с малышом, таким образом способствуя раннему развитию речи. Он исправляет дефекты произношения с помощью артикуляционной гимнастики, массажа. В таком возрасте занятия строятся в игровой форме. Вы можете попросить специалиста показать вам упражнения, чтобы дома заниматься и закрепить эффект: потому что важным условием положительного результата является системность занятий.
В дальнейшем специалист обучает ребенка правильно строить предложения, грамотно использовать слова и фразы. Заключительным этапом работы является закрепление правильного произношения.
Помните, что самый главный и важный стимул для правильного развития речи — забота и любовь мамы. Уделяйте внимание ребенку, даже когда очень заняты, общайтесь с ним. Это сделает вашего малыша намного счастливее.