Логопедус.ру

Вход и регистрация

Развитие речи детей по возрастам

Время чтения - 13 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Дети овладевают родной речью постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Мамам и папам полезно знать уровни развития речи детей по возрастам, чтобы не пропустить возможное отставание их чада. Но не забывайте об индивидуальном темпе развития. Возрастные нормы — понятие весьма относительное.

В статье мы поговорим о развитии речи по возрастам, правильном вербальном общении с крохой.

Этапы развития речи по возрастам

Развитие речи отражено в таблице — оно происходит в несколько этапов:

Доречевой — от рождения до 12 месяцев

- к 2 мес. младенец начинает гулить, лепетать

- к 7 мес. появляются псевдослова

- к 8 мес.— первые лепетные слова, к году до 30 таких слов

Ближе к году младенец постепенно усваивает интонацию, мелодику, ритм разговора. Выполняет просьбы

Дограмматический — этап первичного развития речи (от года до 2 лет)

- словарь пополняется новыми словами

- к 2 годам знает 250 — 300 слов

- появляется обиходная речь

Этап усвоения грамматики (третий год жизни)

- говорят, но пока еще не могут оформить фразы грамматически

- выражают свои мысли, желания

- предложениями из одного слова, а позже из 3-х — 4-х слов

- появляются служебные слова

- понимают рассказы взрослых о явлениях, событиях, в которых не участвовали лично

- речь постепенно становится более связной

С 3 до 4 лет

- у детей активно расширяется словарный запас (до 2 тысяч слов)

- формируется чувство языка

- развернутая речь

- может составлять рифмы, выучить стихи

С 4 до 5 лет

- нормальном развитии речи пятилетки уже говорят связно, грамотно

- знают до 4000 слов

- могут составить рассказ по картинке

- знают классификацию предметов

С 5 до 6 лет

- знают до 5000 слов

- используют все части речи

- может составить сложный рассказ по картинке, менять сюжет


Уровни развития речи детей по возрастам

В каждый период малыш должен овладеть определенными навыками.

От рождения до 12 месяцев

В период от рождения до окончания периода младенчества развитие речи по возрастам (месяцам) происходит таким образом.

Сразу после рождения новорожденный издает первый звук — крик. Первый месяц жизни он учится реагировать на обращение к нему — в зависимости от интонации, он плачет или улыбается.

Примерно с 2 мес. младенец начинает гулить. Одновременно он прислушивается к собственным звукам. Причем во всем мире дети гулят одинаково!

С 3 месяцев младенцы начинают лепетать. Это начало усвоения фонетики родного языка.

В 5 месяцев крохи присматриваются к артикуляции взрослых, пытаются ее скопировать. Шестимесячный малыш может впервые сказать отдельные слоги (например, «ма-ма») и начинает связывать предметы со звуками («мяу» — «кошка»). Именно тогда нужно начать много говорить с ним.

В 7 – 8 мес. младенцы постоянно лепечут, причем понимают смысл отдельных слов. Появляются смысловые паузы: младенец что-то «скажет» и замолкает — ждет ответа взрослого. Это первые его попытки общения с людьми — отвечайте чаду!

В 9 – 10 месяцев при нормальном развитии речи могут появиться первые слова. Теперь уже «мама» — это не просто слог, а осмысленное слово. Лепет усложняется. Дети вслушиваются, что говорят взрослые. Расширяется пассивный словарь. Нужно создать грудничку благоприятные условия для формирования словарного запаса.

К 12 месяцам кроха говорит от 2 до 10 слов, может произносить «а», «у», «и», «м», «б», «п».

Этап развития активной речи — от 1 до 2 лет

Малышу нравится повторять за родителями слова, слоги. Делает он это пока неправильно: одним словом обозначает сразу несколько. К примеру, «биби» — это и любой вид транспорта и движение. Он активно пользуется жестами, мимикой.

К 1,5 годам пассивный словарь дополняется 100 словами, они начинают говорить простыми предложениями из двух слов (например, «дядя биби» (это может означать и мужчину в машине и действие — мужчина управляет автомобилем). Это признаки появления фраз.

Двухлетки могут выговаривать больше звуков: «ф», «х», «в», «д», «к», «о», «н», «т», а трехлетние — «л»,»с», «э», «й».

Дошкольный период — от 3 до 6 лет

Включает младший (3 – 4 года), средний (4 – 5), старший (6 – 7) дошкольный возраст. Рассмотрим возрастные нормы развития речи у дошкольников.

В словаре трехлетних деток около 3000 слов, он постоянно растет. Почти все младшие дошкольники неправильно выговаривают звуки, что может быть поводом для обращения к логопеду. Их разговор интересный: они сочиняют новые слова.

В 3 – 4 года развитие речи, согласно таблице, характеризуется отличными произношением «ц», «ы», «з», в 5 лет — «ж», «щ», «р», «ч», «ш». Но многие заменяют шипящие свистящими («щенок» — «сенок»).

Четырехлетние детки — это «почемучки». Они постоянно задают вопросы, задача взрослых — отвечать на них. Именно тогда формируется чувство языка. Малыши могут заменять или опускать слоги, неправильно употребляют окончания, приставки, суффиксы, не согласуют слова в предложениях, неправильно ставят ударения — это все нормально, ведь грамматический строй у них только формируется. А вот фразы совершенствуются: появляются прилагательные.

При нормальном развитии речи пятилетний дошкольник может пересказать сказку или придумать рассказ по картинке. Рассказ становится более разнообразным и правильным. Хорошо даются шипящие, а некоторым ребятам — «р», но чаще изолированный. Чувствуют интонацию, могут изменить силу, высоту своего голоса вплоть до шепота. Словарь стремительно пополняется новыми словами, которые легко запоминаются.

Как видно из таблицы развития речи, у старших дошкольников находится на ещё более высоком уровне. Шести- семилетние ребята четко выговаривают звуки, могут выявить их в словах. Это важно при подготовке к школе. А вот словарный запас у всех шестилеток разный: у кого-то он богатейший, а у кого-то ограничен бытовой тематикой. Грамматический строй речи сформирован, хотя могут неправильно спрягать глаголы (сказать «ехают» вместо «ехать»). Но они допускают ошибки там, где и многие взрослые их допускают.

У ребят связная, логичная речь, они отвечают развернутыми сложными фразами, по картинке составляют рассказы, пересказывают истории, делятся впечатлениями о фильмах, фантазируют.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

  • Познакомимся.
  • Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить.
  • Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Дата рождения ребёнка