Возраст от 4 до 5 лет — средний дошкольный возраст. В этот период интенсивно совершенствуется познавательная функция, коммуникативные и речевые навыки. Важно уделить внимание развитию речи в рамках подготовки ребенка к обучению в школе. Чем лучше будет качество речи, тем быстрее первоклассник научится писать и читать, тем лучше будет осваивать школьную программу.
Содержание статьи
Особенности развития речи детей 4 –5 лет
У дошкольников постепенно совершенствуются все компоненты — фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность.
Особенности произношения звуков
- Первый критерий развития речи детей 4 – 5 лет — фонетика, или звукопроизношение. Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
- Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т»;
- Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
- Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».
Ребенок 5 лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».
Сложные и длинные слова сокращают, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:
- Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
- Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой мальчик»;
- Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «корабель».
У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и начинают составлять слова по аналогии.
Словарный запас ребят
Второй критерий развития речи детей 4 – 5 лет — объем активного словаря. К 4 годам словарь включает 1000 слов.
У ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
У ребенка 5 лет объем словаря удваивается — теперь в нем до 2000 слов.
4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им интересно все на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.
Грамматический строй речи
Третий критерий развития речи детей 4 – 5 лет — грамматическое оформление, то есть сложность предложений, последовательность и согласование слов.
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов»).
К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной.
Связность речи дошкольников
Четвертый критерий — связность и логичность высказываний. Первые фрагменты диалогической речи наблюдаются уже у трехлетних малышей. К 4 — 5 годам этот навык совершенствуется.
У дошкольников развитие речи выходит на новый уровень: они могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»). Рассказ по картинке детки составить пока не могут, зато с удовольствием рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них.
При нормальном развитии речи детей 4 – 5 лет отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа. В этом возрасте детки с удовольствием рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях, впечатлениях об увиденном мультфильме.
Норма развития речи детей 4 – 5 лет
- Словарный запас — 2500 – 3000 слов;
- Придумывает новые слова, рифмует;
- В словарном запасе появляются прилагательные, сложные предлоги, личные местоимения;
- Периодически группирует предметы по категориям (посуда, фрукты, животные);
- Более четко и правильно выговаривает звуки;
- Может сказать несколько грамматически оформленных фраз.
Для развития речи детей 4 – 5 лет характерен резкий рывок вперед: они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, звукопроизношении, согласовании глаголов, по родам и числам.
Упражнения для развития речи детей 4 – 5 лет
Предлагаем комплекс упражнений из 4-х блоков — на проработку каждого компонента.
Блок 1-й для развития речи: словарь
Упражнение 1. Подбираем действия к предмету. Спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает), кошка (мяукает), птица (летает), змея (ползает).
Упражнение 2. Подбираем признаки. Обсудите с малышом разные предметы по аналогии: что это? Какое оно? Он должен перечислить как можно больше признаков предмета (например, шапка — красная, теплая, зимняя, детская).
Упражнение 3. Подбираем антонимы. Проведите игру «Наоборот». Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (например, снег белый — нет, черный).
Упражнение 4. Изучаем новые слова. Пригодятся тематические картинки по категориям: «Одежда», «Транспорт», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Профессии».
Блок 2-й для развития речи: грамматика
Упражнение 1. Единственное и множественное число. Родитель называет малышу существительное в единичном числе, а он должен сказать его же во множественном.
Упражнение 2. Учим родительный падеж множественного числа существительных. Приведите чаду примеры: в стакане нет молока, во дворе много снега, на улице нет машин.
Упражнение 3. Учимся согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Попросите малыша ответить: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Потом посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)?
Упражнение 4. Учимся составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
С ребятами можно поупражняться и в использовании предлогов, суффиксов, приставок, местоимений.
Блок 3-й для развития речи: фонетика
Упражнение 1. Теория. Расскажите чаду о звуках, их положении в слове, зачем они нужны и откуда берутся.
Упражнение 2. Определи звук в слове. Скажите любое слово с акцентом на определенный звук. Спросите чадо, какой звук вы указали. Затем попросите ответить, есть ли в слове звук, которого на самом деле в нем нет (дитя об этом не знает).
Упражнение 3. Назови слова. Выберите звук и попросите малыша назвать слова, которые на него начинаются.
Блок 4-й для развития речи: связность
Упражнение 1. Виммельбух. Прекрасный способ усовершенстовать связность речи, научить фантазировать — рассматривать картинки в книге и придумывать истории про персонажей.
Упражнение 2. Пересказ истории. Расскажите или прочитайте чаду сказку или небольшой рассказ. Попросите пересказать.
Упражнение 3. Придумай и нарисуй. Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
Диагностика нарушений развития речи детей 4 – 5 лет
Выделяют несколько групп речевых нарушений:
- Дефекты звукопроизношения. Неправильно артикулирует звуки, заменяет и пропускает их, меняет местами слоги в словах;
- Лексические нарушения. Скудный словарный запас, ребенок 5 лет не понимает смысла слов;
- Нарушения связности. Отвечает односложно, нет развернутых ответов, повествование нелогично, нарушена структура и грамматический строй;
- Мелодико-интонационные дефекты. Не управляет своим голосом, нарушена сила, тембр, высота, голос невыразительный, монотонный, не использует вопросительные и восклицательные формы;
- Нарушение темпа и ритма. Говорит быстро или медленно, запинается, останавливается, послогово говорит слова;
- Непонимание обращенных слов. Самая сложная из перечисленных форма нарушения развития речи.
Если вы подозреваете задержку нарушения у своего чада, не теряйте времени — покажите его неврологу и логопеду. Чем раньше вы начнете коррекционную работу, тем быстрее дитя «догонит» возрастную норму развития речи. Отличным решением станет оформление малыша в логопедическую группу в детском саду.